Рим. 1800 год. Недолго просуществовавшая Республика пала. Защитники свободы брошены в тюрьму замка Сант-Анджело. Над римским королевством нависла черная тень реакции. В пределы Италии вступили французские войска под предводительством консула Бонапарта. Итальянские патриоты верят, что на своих знаменах Бонапарт принесет свободу и мир их многострадальной родине.Действие первое
Ранним утром в пустую еще церковь вбегает Анджелотти. Бывший консул павшей Римской республики, он совершил побег из тюрьмы Сант-Анджело. В этой церкви его сестра, маркиза Аттаванти, оставила ему ключ от фамильной часовни, где он может переодеться и укрыться.
Художник Марио Каварадосси расписывает церковь. Вчера он обратил внимание на прихожанку, страстно и долго молившуюся Мадонне, и придал ее черты Магдалине на своей картине. Неосторожно вышедший из часовни Анджелотти прерывает работу художника. Каварадосси, не колеблясь, обещает ему свою помощь, но слышится голос Флории, возлюбленной Каварадосси, и Анджелотти вновь прячется в часовне.
Флория Тоска — знаменитая певица, любимица Рима. Она слышала чьи-то шаги и уверена, что здесь была женщина. Марио успокаивает ее. Сегодня вечером они отправятся в свой маленький домик.
Вдруг Тоска узнает в Магдалине черты маркизы Аттаванти. Новый взрыв ревности и просьба сделать на картине не голубые, а черные, как у нее самой, глаза. Каварадосси клянется ей в любви и верности. Тоска, наконец, уходит.
Теперь Каварадосси вручает Анджелотти ключ от своего дома и открывает тайну убежища в колодце. Пушечный выстрел с башен тюрьмы возвещает о том, что побег Анджелотти открыт. Оставаться здесь опасно, и потайным ходом через часовню они оба уходят.
Ризничий сообщает певчим радостную весть: Бонапарт разбит, и вечером в королевском дворце Фарнезе состоится праздник, на котором прозвучит кантата в исполнении Тоски.
Неожиданно появляется барон Скарпиа, начальник тайной полиции, перед которым в страхе трепещет весь Рим. Сполетта и другие сыщики обыскивают церковь, Скарпиа допрашивает ризничего и находит улики. Анджелотти действительно был здесь, и Каварадосси помог ему скрыться.
Кстати появляется Тоска. Она сегодня поет кантату, и значит они не смогут встретиться с Марио. Скарпиа показывает Тоске оброненный Анджелотти веер с гербом Аттаванти как доказательство измены Марио. Тоска в гневе решает уличить возлюбленного, а Скарпиа отправляет следом сыщиков, чтобы обнаружить, где прячется Анджелотти.
Церковь наполняется народом, начинается богослужение. Скарпиа думает лишь об одном: он должен обладать Тоской.
Действие второе
Кабинет Скарпиа в замке Фарнезе. Из королевских покоев доносятся звуки гавота, затем торжественной кантаты. Скарпиа запиской приглашает Тоску к себе после кантаты.
Сполетта со страхом докладывает, что Анджелотти в доме Каварадосси не обнаружили, зато на всякий случай арестовали Каварадосси.
Каварадосси отказывается отвечать на вопросы Скарпиа и успевает шепнуть появившейся Тоске, чтобы молчала о том, что она уже знает об Анджелотти. Тогда Скарпиа приказывает подвергнуть Каварадосси пытке. Слыша стоны Марио из застенка, умоляя Скарпиа о пощаде, Тоска не выдерживает. Она выдает убежище Анджелотти.
Пытка окончена, но Марио теперь будет приговорен и погибнет. Скарпиа остается с Тоской наедине. Он согласен на сделку, но цена жизни Марио — любовь Тоски. Он в ее присутствии отдает Сполетте приказ разыграть лишь комедию расстрела, стрелять «холостыми». Тоска не понимает коварства Скарпиа. Она лишь просит пропуск, чтобы потом они с Марио могли покинуть Рим, — и видит на столе нож.
Тоска убивает направляющегося к ней Скарпиа и покидает кабинет.
Действие третье
Ночь. Площадка на башне замка Сант-Анджело. Начинается рассвет. Ровно в четыре часа утра Марио расстреляют. Все его мысли только о Флории. Появляется она. У нее пропуск на выезд из Рима. Она убила страшного Скарпиа. Все дело только в этом смешном расстреле холостыми патронами.
Но Каварадосси понимает, что это конец. И мертвый Скарпиа страшен. Тоска учит его упасть так же правдиво, как и она на сцене. Марио прощается с любимой.
Раздается залп. Тоска в восторге от игры Марио. Только нельзя вставать, пока солдаты не уйдут. Все ушли. И Тоска видит, что Марио мертв. Ей больше не нужна жизнь. Она бросается с башни вниз.