Сцена первая
Сальери погружен в тяжелое раздумье. Упорным трудом достигший высот музыкального мастерства, он, Сальери, глубоко и мучительно завидует Моцарту.
Входит Моцарт. Он привел с собой слепого скрипача, игравшего в трактире мелодии из моцартовских опер. Скрипач исполняет арию из «Дон Жуана». Возмущенный Сальери прогоняет его прочь.
Моцарт показывает другу новое сочинение. Восхищенный Сальери не может скрыть досады.
Условившись пообедать вместе, они расстаются. Наедине Сальери принимает решение. «…Я избран, чтоб его остановить, — не то мы все погибли…» — говорит он, доставая яд.
Сцена вторая
Комната в трактире «Золотого Льва». Моцарт и Сальери беседуют.
Моцарт рассказывает другу о странном незнакомце в черном, который заходил к нему на днях, заказал Реквием и больше не появлялся. «Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек», — признается он.
Сальери пытается успокоить Моцарта и предлагает, как советовал ему друг Бомарше, откупорить бутылку шампанского или перечесть «Женитьбу Фигаро». Моцарт спрашивает, правда ли, что Бомашре кого-то отравил, и получает в ответ: «он слишком смешон был для ремесла такого». Но Бомарше был гений, возражает Моцарт, а «гений и злодейство две вещи несовместные».
Одно мгновение Сальери колеблется, и все же бросает яд в стакан Моцарта. Погруженный в свои мысли Моцарт пьет вино, затем садится за фортепиано и играет Реквием. Сальери рыдает. Моцарт прерывает игру: «Мне что-то тяжело, пойду, засну».
Сальери снова один. Мучительное сомнение закрадывается в его душу, и он вспоминает слова Моцарта о том, что гений и злодейство несовместимы. Но что же? Тогда он, Сальери, не гений? «Неправда, — в отчаянии кричит он, — а Бонаротти? Или это сказка тупой, бессмысленной толпы — и не был убийцею создатель Ватикана?». Без ответа остается восклицание Сальери.