Действие I
Картина первая. Дом дона Паскуале.
Чудаковатый старый холостяк ожидает доктора, который на сей раз должен принести не обычные медикаменты, а особое «лекарство» против непослушания Эрнесто, племянника дона Паскуале: Эрнесто, вопреки яростным протестам своего дядюшки, собирается жениться. Он мечтает повести к алтарю красивую молодую вдову Норину. Старый холостяк хочет отомстить племяннику тем, что женится сам, исключит молодого человека из своего завещания, и тот, не имея состояния, вынужден будет отказаться от своей возлюбленной.
Наконец прибыл врач. Он с гордостью заявляет, что выполнил данное ему поручение: заполучил для Паскуале невесту, притом самую достойную, свою собственную сестру. В ответ на благодарные слова старика врач поет новые хвалебные гимны невесте. Старый холостяк воспылал любовью; он тотчас хочет встретиться со своей невестой. Но Паскуале не забывает и о мести. Он заранее торжествует при мысли о том, с каким изумлением воспримет Эрнесто его женитьбу и новое завещание, в котором он лишит племянника наследства.
Когда дон Паскуале и в самом деле посвятил Эрнесто в свои планы, тот сначала принял это за шутку, но вскоре понял, что дядюшка говорит серьезно. Молодой человек в качестве последнего довода ссылается на трезвый рассудок: прежде чем сделать такой серьезный шаг, необходимо испросить совета ближайших друзей. Вот, к примеру, домашний врач, доктор Малатеста, надо бы с ним посоветоваться, одобряет ли он такой поздний брак. Дон Паскуале отвечает свысока: доктор обо всем знает, полностью одобряет план женитьбы, тем более что невеста — сестра Малатесты. Эрнесто сокрушен словами дяди. Он разорен, а домашний врач и его лучший друг оказался врагом. Свою речь Паскуале заканчивает тем, что раз и навсегда отказывает племяннику от дома.
Картина вторая. Комната в доме Норины.
Очаровательная молодая вдова читает печальное письмо Эрнесто. «Милая Норина, пишу тебе со смертельной раной в сердце: проклятый дон Паскуале, по совету двуличного доктора Малатесты, обручился с его сестрой, а меня прогнал из дома и лишил наследства. Любовь приказывает мне отказаться от тебя. Я покину Рим, а вскоре и Европу. Будь счастлива, это мое самое горячее желание… Твой Эрнесто». К счастью, врач здесь же, и Норина задает ему вопрос: что это за ловушка?
Доктор тут же рассказывает, что дон Паскуале давно собирается жениться. До сих пор удавалось отговорить его, но старик настолько упрям, что пришлось изменить тактику. Он, доктор, уже не противится ему, а наоборот, делает вид, что помогает устроить этот брак. Он сказал старику, что отдает ему в жены свою собственную сестру. Это соответствует действительности лишь отчасти: у Малатесты и в самом деле есть сестра, но она воспитывается далеко в монастыре. План доктора таков: в качестве своей сестры он представит Норину.
А двоюродного брата доктора введут в дом Паскуале в качестве нотариуса, который и оформит мнимый брак. Норине остается лишь влюбить в себя старика.
Они тщательно обсуждают план действий. Норина грозится: «Постой, глупый старик, во мне ты встретишь достойного противника…» Врач смеется, заранее предвидя, что за столпотворение выйдет из этого мнимого брака.
Действие II
Снова в доме дона Паскуале. Эрнесто прощается с домом и счастьем. После его ухода, молодцевато прохаживаясь, появляется дон Паскуале. Он старается держаться, как настоящий кавалер. «Если тебе за семьдесят, никогда не говори, что ты устал … шагай осанисто, бодро …»
Входит доктор, ведя за собою краснеющую девицу, которая, по словам Малатесты, лишь недавно покинула стены монастыря. Норина прекрасно вошла в роль. Она чуть не падает в обморок, увидев будущего мужа. Ее целомудренный взгляд не выдерживает даже приближения мужчины. Старый холостяк тает от умиления: Дело заговорщиков легче легкого. Паскуале хочет жениться немедленно. Он доверчиво и глупо лезет в ловушку. Малатеста, конечно, все устроил. Под рукой оказывается нотариус, который вскоре оформляет брачный контракт.
В этот момент появляется Эрнесто. Пораженный, он видит, что не только потерял близкого друга, Малатесту, но и обожаемая им Норина коварно ему изменила. В отчаянии он чуть не срывает план, но доктор начеку, он шепчет на ухо Эрнесто: не делай скандала, а то потеряешь Норину окончательно!
Между тем подписан контракт, по которому молодая женщина становится хозяйкой дома. Едва просохли чернила на бумаге, как Норина превращается в хитрую и сварливую. Только что это была наивная девочка, едва смевшая открыть рот.
А теперь она тарахтит, ворчит, приказывает, без устали болтает. Вскоре дон Паскуале убеждается и в том, что скромная, привыкшая к монастырским стенам девица любит блеск и роскошь. Она тотчас приказывает мажордому нанять новых слуг. Пусть здесь будет достаточно лакеев, швейцаров, слуг, служанок, ибо ей противно убогое, устаревшее хозяйство. Затем она наставляет мужа по части правил поведения и хороших манер. Она бранит его так, что он уже не в силах отвечать. Подавленный он бормочет себе под нос: «Эта женщина разрушит мой дом, разгонит моих слуг, соберет сюда портных и ювелиров, ужины и кутежи будут сменять друг друга».
Эрнесто, наконец сообразил, в чем дело и даже пожалел старика. Но ничего не поделаешь, игру придется довести до конца. Дон Паскуале лишь на собственном горьком опыте может понять, что любовь — право не старости, а молодости.
Действие III
Картина первая. Дом дона Паскуале основательно изменился …
Все столы и стулья завалены платьями, шляпами с перьями, мехами, шитыми золотом поясами, кружевами. Дон Паскуале подавлен происходящим.
Он в отчаянии рассматривает бесчисленные счета, свидетельствующие о расточительности молодой супруги.
Раскрывается одна из дверей: выходит парикмахер, с трудом неся множество гребешков, шкатулок с помадой, пудрениц, щипцов и других туалетных принадлежностей. И снова сыплются счета; новоиспеченный муж с отчаянием констатирует: «Если этому не будет конца, я скоро окажусь в сумасшедшем доме». Старика в то же время мучит и ревность. Норина, в нарядной одежде, собирается уйти из дому. Паскуале считает, что настало время проявить власть мужа: «Барышня, отправляйтесь тотчас же в свою комнату и без разрешения не смейте оттуда выходить». Норина дерзко возражает. Слово за слово и, наконец, раздается первая пощечина; пострадал, разумеется, дон Паскуале. Молодая женщина исчезает, оставив старика среди несметного количества дамских туалетов и вороха счетов. Один из «счетов», нарочно оброненный Нориной, оказался вовсе не счетом, а запиской, присланной не одним из бесчисленных торговцев, а тайным обожателем жены. Паскуале читает: «Сегодня вечером, между девятью и десятью часами жду тебя в саду… Впусти меня через заднюю калитку, где тень деревьев образует укромное место. Я подам знак песней… Твой верный возлюбленный».
Это слишком даже для дона Паскуале. Он немедленно посылает за доктором Малатестой. Необходимо положить конец этому позору. Несчастный муж удаляется, чтобы отдохнуть от тяжких переживаний. Приходит доктор в сопровождении Эрнесто. Они ткут нити заговора дальше. Молодой человек встретится в саду с Нориной, а доктор даст событиям такое направление, чтобы Паскуале решил сам, что ему лучше расторгнуть брак.
Эрнесто отправляется на свидание. Едва закрылась за ним дверь, как входит старый Паскуале. Каждое его слово — жалоба. Ему надавали пощечин, имущество его разбазаривается, и в довершение всех этих злодейств — вот письмо, свидетельствующее о развращенности новобрачной. Малатеста сочувственно кивает и дает добрый совет: устроить засаду и поймать любовников в саду. Этого, однако, недостаточно старику-мужу. Он хочет отделаться от жены… Ему не надо ее обещаний. Паскуале хочет от жены лишь одного обещания: никогда более не переступать порога его дома! Доктор, конечно, этого только и ждал. Он дает новый совет:
Мы спрячемся в беседке,
чтоб жену твою подслушать,
и коль она и вправду согрешит, прогоним ее…
Он основательно задумал, как «застичь врасплох» молодых. Паскуале заранее предвкушает сладкую месть. А доктор наслаждается успехом своего плана: старик по собственной охоте отказывается от Норины и от женитьбы.
Картина вторая. Беседка в саду…
Эрнесто песней призывает свою возлюбленную. Появляется Норина и бросается в объятия юноши. Но и старик-муж тут же, фонарь его мелькает сквозь деревья. Малатеста, разумеется, сопровождает его. Им удается «застать» влюбленных на месте преступления. Паскуале сначала обуревает жажда мести, но, в конце концов, трезвый рассудок берет верх: пусть обвенчаются молодые, он не будет им мешать. Он уже с легким сердцем принимает к сведению, что влюбленный юноша в плаще не кто иной, как Эрнесто, а «изменница-жена» — Норина, прелестная вдова, возлюбленная его племянника. Паскуале прощает и заговор, и мнимого нотариуса, и мнимый брачный контракт.